"Се, раба Господня..."
Образ девы Марии или "Матери Божией" для многих христиан традиционных конфессий давно стал объектом поклонения и превозношения. Множество икон и статуй с ее изображением наполнили храмы. Иконы можно встретить как в пышных хоромах и начальственных кабинетах, так и в коммунальных городских квартирах, а также в лачугах беднейших поклонников "заступницы" и "покровительницы". "Матка Боска Честноховска", Коломенская, Владимирская, Суздальская… Поневоле задаешься вопросом: а сколько же родительниц было у Господа Иисуса Христа? Протестантские богословы, основываясь на второй заповеди "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель" (Втор.20.4-5), справедливо оценивают это явление не только как нарушение второй заповеди, но и как идолопоклонство. Предполагаемое заступничество Марии опровергается ими на основании 1Тим.2.5: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех". Но отрицательная оценка превозношения Девы Марии затмевает от них и ее личность. Между тем, ее образ достоин более пристального внимания, а также тщательного исследования всего, написанного о ней в Новом Завете. Безызвестная еврейская девушка по имени Мария из обедневшего царского рода царя Давида без предисловий появляется на страницах Евангелий. Ангел сообщает: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца" (Лк.1.28-33).
Скорее всего, Марии не были известны пророчества о поражении диавола от "семени жены" (Быт.3.15), о рождении Мессии от девственницы (Ис.7.14) и другие подробности. Но, как и многие благочестивые иудеи того времени, она несомненно ожидала прихода обещанного пророками Мессии, вряд ли предполагая, что это пророчество имеет к ней отношение. Да и явившийся ей ангел не говорит прямо о том, что она станет матерью Мессии. Напротив, его слова звучат несколько загадочно: "Ты обрела благодать… зачнешь… и родишь Сына". Ее простодушный ответ: "Как это может быть, когда я мужа не знаю?" - открывает перед нами ее по-детски доверчивую душу. Нет, не ужас отразился на ее лице после слов ангела, а детская простота и непосредственность. Когда ангел сообщил ей, что "сила Всевышнего осенит тебя", наступила пауза. Наступил кульминационный момент - для исполнения величайшего пророчества Библии требовалось ее согласие. В эту минуту Мария отлично представила себе грозящую ей опасность. Явившийся в небесном облачении ангел предлагал ей добровольно подвергнуться обвинению в нарушении Закона Моисеева - блудодеянию в доме своего отца (Втор.22.20-21). Принять поношение на свое доброе имя и подвергнуть опасности свою жизнь. Ведь каждую субботу в еврейских синагогах читался Закон или пророческие книги, слышались наставления для нравственной и благочестивой жизни. Родить ребенка вне законного брака, в отличие от современной распространенной практики, в религиозной иудейской среде неминуемо означало позор, публичную смерть через побивание камнями. Описанный в Евангелии от Иоанна 8.3-6 эпизод, когда к Иисусу привели взятую в прелюбодеянии женщину, свидетельствует о том, что современники Марии еще придерживались этого правила. Слова Закона, много раз слышанные ею, отчетливо вспомнились ей. Но она вняла не благоразумному предостережению разума, а необъяснимому зову веры: "Се, раба Господня..." Подобное испытание веры мы встречали и в жизни Авраама, возложившего на жертвенник своего единственного, обетованного сына Исаака (Быт.22.1-14). Господь Иисус в начале Своего земного служения после 40-дневного поста был испытан от диавола (Лк.4.1-13). Подобное испытание веры ожидает и всякого искреннего ученика Христа, как и написано: "Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете" (1Пет.4.11-13). В явлении ангела Марии мы также ясно видим, как действует Господь Бог. Он великодушно предлагает спасение погрязшему во грехах человеку и терпеливо ждет от него ответа. Добровольного согласия, без которого Божия спасающая благодать не может излиться на него. "Да будет мне по слову твоему" Мария преодолела свой страх и одержала победу. Самоотречение и презрение к неминуемой смерти мы видим в ней. Не в этом ли подвиг всей ее жизни? Ведь в дальнейшей ее библейской биографии мы не видим духовных взлетов. Главное свое решение она приняла именно тогда, за год до рождения Мессии, за 30 лет до Его смерти и воскресения, задолго до ее личной, спасающей веры в воскресшего Сына Божия. Но вот исчез небесный посланник, унося на небо ее согласие, и Мария полностью доверилась Тому, Кто призвал ее. Она не ошиблась в своем уповании - все устроилось самым чудесным образом. Через ее благочестивого жениха Иосифа, через перепись населения в Римской империи и волхвов, через служение ангелов. Однако в последующие годы ее жизни, и в жизни ее первенца Иисуса ничего необычного не происходило. За исключением одного непонятного ей эпизода в Его двенадцатилетнем возрасте, о чем сообщает нам евангелист Лука (Лк.2.41-50). Иисус рос послушным чадом и прилежно осваивал ремесло отца. Так прошло около 30 лет. Все эти годы Иисус подлинно был Сыном Человеческим, как назван Он в Новом Завете 87 раз. Когда, крестившись от Иоанна, Он вышел на Свое служение Израилю, Мария состарилась, а Иосифа уже не было в живых. Что же произошло за эти годы с Марией и ее самоотверженной верой? Следующая встреча с ней на страницах Писания происходит в Кане Галилейской (Иоан.2.1-11), куда, на бракосочетание, был приглашен Иисус со своими учениками. Небогатый жених имел широкое сердце, приглашая на пир многих. Но вино, которое "веселит сердце человека" (Пс.103.15), у него скоро закончилось. Что же делать, чтобы гости не разошлись, осуждая незадачливого жениха? Видя их нужду, Мария с надеждой обращается к Иисусу: "Вино закончилось у них…". И хотя Его время еще не настало, Иисус говорит слугам наполнить водою каменные сосуды. Ничего не подозревая, они делают это, предполагая, видимо, что Иисус желает растворить в ней припасенное вино. Однако Он возвращается на свое место на пиру, повелевая им почерпнуть и нести распорядителю пира. Как? подавать гостям воду?! Но все же кто-то заглядывает в сосуды, и... - О, чудо!- обнаруживает там вино. В страхе и трепете они подают его гостям… "И уверовали в Него ученики Его". Но уверовала ли Мария, последовавшая за Ним с Его братьями до Капернаума? Ответ на этот вопрос мы находим у евангелиста Марка (Мр.3.20-25). Однажды, когда Иисус вдохновенно поучал сидевший возле него народ, Мария с Его родными братьями пришли забрать Его. Она слышала от людей, что Он "вышел из себя" и поверила молве. Ею движет сострадание и материнский долг. Но не вера. "Ибо и братья Его не веровали в Него" (Иоан.7.5). И потому столь строго звучат слова Иисуса в ответ на сообщение о приходе родных: "Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь" (Мр.3.35). Публичное отречение? Мария, стоявшая у истоков Его земной жизни, также не веровала в Него… Строгие слова Христа указывают и сегодняшним Его ученикам на правильные приоритеты в отношениях с родственниками. Однажды, отвечая на вопрос, какая из заповедей главнее, Он сказал: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф.22.37-39). Для уяснения разницы между первой и второй частью ответа Христа стоит вспомнить и другие места из Нового Завета. "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Мф.10.34-38). "И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную" (Мф.19.29). Именно так и поступали апостолы: на первом месте Господь, на втором - семья (Лк.18.28-30). В недавние годы преследования за веру при правлении коммунистов многим узникам так же предлагался выбор: отказ от Христа и свобода, или вера и лагеря. Убеждая отречься, приводили слова из Библии: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1Тим.5.8). Свидетельствуют о тех, кто ради близких соглашался на компромисс, что вскоре после освобождения они охладевали в вере, возвращались ко греху, уходили в мир. "А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным" (Мф.10.33). К сожалению, в настоящее время эта ясная наука предается забвению в угоду сиюминутному земному благополучию и спокойной жизни 'правильного' христианства. Однако вернемся к неверию Марии. Вправе ли мы осуждать ее? Ведь до начала Своего служения Израилю Иисус подлинно был Сыном Человеческим. Вопрос: "Не плотников ли Он сын?" (Мф.13.55) имел под собой вполне законные основания. Первыми, способными уверовать в Него, как Мессию, были избранные Им же ученики, Его апостолы. Впрочем, после Голгофы их вера основательно пошатнулась. Озвученная словами двоих их них, идущих в Еммаус, она выглядела так: "А мы надеялись было…" (Лк.24.21). Окрепла она позже. Еще одна встреча с Марией на страницах Библии происходит на Голгофе, у подножия креста (Иоан.20.25). Она стоит у самого креста вместе с Мариею Магдалиною и Клеоповою Мариею, видимо, поддерживающими ее. Сколько мужества требовалось для того, чтобы слышать и видеть крестные страдания собственного чада! Нет, нам и нашим современникам не понять и не представить себе дикие нравы римской провинции, публичную пытку и казнь. Грубость и жестокость солдат, не бывших профессиональными палачами. Слышать насмешки обезумевшей толпы над распятым. "И тебе самой оружие пройдет душу"- было предсказано Марии (Лк.2.35). Вряд ли возможно сказать точнее. И столь велико было ее горе, что в последующие дни среди жен-мироносиц и возле пустого гроба мы ее уже не встречаем. Верила ли она в воскресение Иисуса? Ведь даже ученики, слышавшие от Него обещание Своего воскресения, не верили. Даже видевшим Его воскресение не поверили (Лк.24.11). Нет, отвечает нам Евангелие. И только явление Самого Христа со многими удостоверениями Его воскресения пробудило сначала в учениках, а затем и в Марии, матери Иисуса, живую, спасающую, личную веру в воскресшего Мессию израильского народа. И, наконец, мы видим ее среди учеников, вместе с Его братьями, единодушно пребыающими в молитве (Дея.1.14). Именно благодаря Марии мы знаем многие драгоценные подробности земной жизни Христа, именно она "слагала их в сердце своем", а затем сообщила евенгелистам. О последних годах жизни Марии Евангелия не сообщают. Умирая на кресте, Иисус доверил заботу о ней своему ученику Иоанну. И это тоже знаменательно - при живых братьях возложить заботу о матери Своему верному ученику. Он позаботился о ней его руками. Мария, без сомнения, была любима и почитаема Ерусалимской церковью. "Столпом" почитался Иаков, брат Господень (Гал.2.9). Учениками стали и остальные Его братья (1Кор.9.5). Библия ничего не сообщает нам о конце ее жизни, но я верю, что он был благословенным. Однажды, в очень важный момент своей жизни, она приняла правильное решение. Невзирая на грозившую ей опасность, она без оглядки доверила свою жизнь и судьбу Всевышнему Богу. Доверься и ты, читатель, если еще не сделал этого. Прими такое же правильное решение. И твой конец тоже будет благословенным. http://www.Bible-For-You.org/Issleduem/mari.htm
|