"Что плавильня - для серебра, горнило - для золота, то для человека уста, которые хвалят его"
Пр.27.21 Нет, не металлургия станет сегодня предметом нашего исследования Писаний. Речь пойдет о вещах более драгоценных и вечных, которые, однако, легко могут превращаться в дерево, сено и солому. Достаточно бегло познакомиться с тем, что пишет сегодня на тему о
себе христианская пресса или послушать передачи Трансмирового радио, посмотреть христианские Интернет-сайты чтобы убедиться: вопрос похвалы как никогда актуален. Мирская пословица "Если сам себя не похвалишь..." постепенно приживается и здесь. Нет-нет, умиленного поглаживания себя по
голове мы не найдем. Это примитив. Есть много иных способов. Например, существуют письма читателей и радиослушателей, отзывы и записи в гостевых книгах сайтов, из которых озвучиваются или публикуются самые лестные и
приятные материалы. Существуют даже церкви, где вовсе не обязательно обьявлять о сумме своих пожертвований в церковную кассу - это сделают за
вас другие, опубликовав в журнале и почему-то назвав кассовым отчетом. "Как тяжело детям Божьим победить гордость житейскую, желание и наслаждение похвалой от людей и появляющийся вместе с этим страх перед отсутствием этой похвалы. Это тесно связано со страхом перед людьми, который расставляет тысячи сетей для души. Где мы находим его? Он есть даже у тех, кто кажется нам крепким в вере, кто не находит и себе и капли нечестия. Так что даже такие люди не полностью "распяты для мира", ибо корень зла все еще остается в их сердце"- говорил Дж.Уэсли несколько столетий назад. О! как он был прав! Как по-современному звучат его слова в преддверии второго пришествия Христа! Впрочем, достаточно суждений. Не пора ли обратиться к Библии? Но как только мы сделаем это, тут же с легкостью обнаружим множество слов с корнем "хвал". Пожалуй, нет в ней ответа яснее и нам остается только расставить все по своим местам. О какой похвале говорит Библия?"Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,- для того чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом"(1Кор.1.27-29)
Никакая плоть... "Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире" (2Кор 1.12). Итак, наша похвала внутренняя, сокровенная, невидимая. А открытая, слышимая и видимая? "Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто"- отвечает ап.Павел (2Кор.12.11). Как называет он свою самопохвалу? Неразумием! Моя самопохвала суть неразумие. Об этом же читаем и в Притчах: "Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои,- чужой, а не язык твой" (Пр.27.2) Отчего же Павел называет похвалу неразумием? Что плохого в ней? Это - проявление гордости ветхого человека. И если еще не стали откровенны нам вынесенные в эпиграф слова, постараемся увидеть Божий промысел в Нагорной проповеди Христа, обратив в ней особое внимание на некоторые слова. "Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф.6.1-6). "Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф.6.16-18). В отношении милостыни, молитвы и поста, являющихся повседневной практикой духовной жизни, учение Христово однозначно: это деяние тайное, а желающие хвалиться сим имеют немедленную награду и лишаются ее в вечности. Сам Христос запрещал объявлять о Нем. "Не принимаю славы от человеков",- читаем мы (Иоан.5.41). Прекрасный пример! Но в Писании мы находим и другое: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим,"- говорит Христос (Мф.11.29). Несомненно, эти слова - истина. Однако ап. Павел в отношении своего благовестия выразился по-другому: "Нет во мне ничего доброго, нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя" (1Кор.9.16). Уместно вспомнить и о страданиях Иова, которые начались с того, как Господь засвидетельствовал о его непорочности, справедливости и богобоязненности (Иов 1.8). Оказалось, и Иов был несовершенным. А как обстоят дела у нас? Можем ли мы поставить себя рядом с ними, чем можем похвалиться по-истине? Или у нас нет такого права? Право есть, утверждает Писание. Чем стоит хвалиться христианину? "Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу, ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес" (Рим.15,17-19 также Фил.3.3)
"Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение" (Рим.5.10-11, Пс.33, также Пс.5.12) "Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам"(Рим.5.1-5) "Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый - унижением своим" (Иак.1.9-10) "Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь" (Иер.9.23-24, также 1Цар.2.10). Пойте Ему, бряцайте Ему; поведайте о всех чудесах Его; хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа (1Пар.16.9-10). Яснее ясного видим, во-первых, что предметом нашей похвалы есть Бог и все, что относится к Нему: разумение и знание Его; Его святое имя. Во-вторых, надеждою славы Божией и скорбями, унижениями. В-третьих, мы "даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем" (2Кор.5.12) Давно ли приходилось слышать вам такую похвалу, братья и сестры? Как же быть
|