"Не хорошо быть человеку одному"
Бытие,2.18 Проблема выбора спутника жизни очень актуальна в жизни христиан. Ведь этот выбор делается только один раз на всю жизнь. Как же сделать его правильно? Своим 80-летним жизненным опытом делится сестра в Господе Г. Дорошенко.
* * *
Если плыть из Киева пароходом вниз вдоль правого берега Днепра, открываются крутые и поросшие лесом живописные горы. Весной, когда Днепр широко разливается и проносит мимо них свои темные воды с обломками льдин, стает даже жутко от его величия. Маленькие села в это время как бы прячутся от разъяренных волн между этими крутыми горами. Основателями одного из них неподалеку от Ржищева были, наверное, днепровские рыбаки, потому что назвали село Юшками (от укр. "юшка", уха). Здесь, в большой крестьянской семье, в 1925 году родилась я. Было нас восьмеро. Нелегко приходилось нашим родителям кормить и одевать такую большую семью в тяжелые годы коллективизации и голодомора. Однако, несмотря на бедность, у нас были и свои детские радости. Мы жили на краю села, которое как бы обнимали две небольшие речушки. Они соединялись под горами и текли дальше, к Днепру. Весенние воды долго стояли у подножия этих гор. А когда пригревало весеннее солнышко, там, среди густой осоки, закипала жизнь. Кумкали сотни лягушек, стрепетали в траве деркачи. Среди нашего двора росла старая груша, на которую прилетала кукушка и добавляла в этот хор свое вещее "ку-ку". Зимой было радостно спускаться с высоких гор на лыжах и санках. Так незаметно, как сон, прошло мое детство.
Перед самой войной заболел и умер отец. Мама повредила спину и стала инвалидом. Старшие братья и сестры разлетелись из дома в поисках насущного хлеба, а с мамой остались только мы с младшим братом. Вот так, юными и беспомощными, мы встретили тяжелые военные годы. Немецкие войска наступали стремительно, и много наших солдат погибло возле переправы через Днепр, которую не успели навести. Начались тяжелые бои, и мы впервые в жизни увидели, что такое настоящая война. Я ясно поняла, столь беззащитна человеческая жизнь. Наше село было полностью разрушено, и нас эвакуировали в дальние села. Это были тяжелые годы скитаний, которые нельзя забыть и описать. О, как хотелось тогда покоя, и хоть бы раз досыта поесть простой крестьянской еды! На третий год оккупанты начали вывозить в Германию молодежь. Спрятаться было невозможно, разве что в погребе или в стоге соломы. Но полицаи выискивали повсюду. Наступила и моя очередь расставаться со своими родными. На телегах нас отправили на станцию Мироновка. Там был великий плач расставания с теми, что провожали нас. Нас загнали в какое-то большое помещение. Ночью, грубо расталкивая наши утомленные тела, появился полицай с фонариком, приглашая пойти с ним на прогулку. Никто не откликнулся. Утром нас загрузили в товарные вагоны и закрутили двери. Мы расположились на грязном полу, уставшие и голодные, доедая последние куски захваченного на дорогу хлеба. Поезд шел медленно, останавливался на полустанках. Иногда нас кормили баландой из вареной брюквы и шпината. Сквозь небольшое окошечко хмурого вагона мы прощались с селами и местечками, залитыми ясным весенним солнцем. Беленькие хатки, зеленеющие огороды и садки проплывали назад, в прошлое. Мы не знали, куда нас везут и что с нами будет. Стоял май 1943 года. Прощай, Украина! Прощай, мама! Через две недели, голодные, заплаканные и грязные, мы приехали в Германию. По несколько душ нас начали разбирать бауэры. Я попала в Gerzenich, Рейнланд, неподалеку от Кельна, к Генриху Роебу. Он жил по Kuhnerstrasse,2. Тяжело было привыкать к новому окружению, строгому немецкому режиму и тяжелому труду. Одно меня утешало в эти два года неволи - красота природы, которую я полюбила еще с детства. Лунными ночами, когда все засыпали, я выходила в сад и долго смотрела на звездное небо, размышляя обо всем и грустя за родиной. А небо было высоким и недосягаемым, на нем таинственно поблескивали серебристые звезды. Я знала, что где-то там есть Бог, но не знала, как к Нему приблизиться. Надо узнать эту дорогу, размышляла я, так как моя земная жизнь была безнадежной. Я уже не предполагала вернуться когда-нибудь домой к больной маме и меньшему брату. Устав до предела телом и душей, без ответа с неба, я шла в свою каморку, и, помолившись "Отче наш", "Верую" и матери Божьей, засыпала. Рано утром будильник прерывал мой крепкий сон и начинался новый трудовой день. Мои хозяева были католиками и по воскресеньям ходили в костел. На Рождество они взяли с собой и меня. Там я впервые услышала пение "Тихая ночь, дивная ночь". Слов я не понимала, но мелодия запомнилась мне на всю жизнь. Я поняла, что эти люди что-то знают о Боге, и захотела ближе познакомиться с ними. Иногда к нам заходили монашки, которые казались мне ангельскими созданиями. Они проходили по улице по своим делам милосердия, и однажды подарили мне крестик и молитвенник на немецком языке. Я также приходила к ним на час молитвы, и они пытались мне кое-что объяснить, хотя их языка я хорошо не понимала. Однако я верила, что Бог слышит и понимает наши молитвы. Мне очень хотелось присоединиться к ним пойти в монастырь, но у меня не было немецкого гражданства. Закончилась война. Надо было возвращаться домой. Хозяева уговаривали меня остаться в них, однако я твердо решила пойти в монастырь. Но у Господа был другой план для моей жизни. Во время блужданий среди руин, что остались после бомбардировок, я попала в облаву. Советские солдаты вылавливали остарбайтеров, загоняли их в грузовики и отправляли "на родину". Сначала нас поместили на сборный пункт. Это был настоящий концлагерь с колючей проволокой, охраной, бараками и нарами. Здесь были все: и мужчины, и женщины. Легко представить, какая "веселая жизнь" бурлила вокруг. "Как бы выбраться отсюда?" - подумала я. С этим и пошла к коменданту.
После этих слов мне стало очень грустно. Я безнадежно ходила туда и сюда по лагерному плацу, прижимая локтем свои "святыни" в подаренной монахинями корзинке из травы. Там был небольшой крестик, похожая на иконку листовка "Въезд Христа в Иерусалим" и молитвенник на немецком языке. Вдруг мне показалось, что кто-то дернул меня за корзинку. Я оглянулась: никого. Через несколько минут все повторилось. За третьим разом я заметила двух мужчин, которые наблюдали за мной. Они мне улыбнулись:
Я несмело подошла к ним и увидела сияющие лица. Мое сердце радостно забилось. Они что-то говорили и пели. После их богослужения я познакомилась с ними поближе, рассказала, что ищу дорогу к Богу, хочу пойти в монастырь. Они ответили мне из Евангелия, что спасти душу можно не только в монастыре. Мне тяжело было понять это, но со временем, читая Новый Завет, я тоже поверила написанному. С этого времени у меня началась новая жизнь, общение с Богом и Его людьми. Старшим на собрании был пресвитер Я. Федченко из Мариуполя. Он и окрестил нас, 6 новообращенных душ, в чудесном лесном озере и подарил Новый Завет, который сохранился у меня до настоящего времени. Тот день стал незабываемым на всю мою жизнь. Когда я вернулась домой, мама была рада увидеть меня живой и здоровой, но очень огорчилась, что я привезла с собой Евангелие и веру в Бога: "Зачем тебе эти штунды?" В те годы боговерующих людей в селе было мало. На собрание приходилось идти пешком за много километров, в разные села. Но то общение было настоящим "агапе", общением христианской братской любви. Жизнь в колхозе была нестерпимой, и молодежь выезжала из села, устраиваясь на работу в город. Поехала и я учиться на садовода, а потом два года работала в Киеве. Там было прекрасное собрание верующих, дорогая моему сердцу молодежь, подруги - наилучшие, радостные годы моей юности. После войны прошло уже 10 лет. Все мои ровесницы повыходили замуж, а я твердо стояла на своем: не пойду. Мама часто упрекала меня за это. И в самом деле, верующих братьев было мало. "Останешься одна", - говорила она мне. Я стала сомневаться в своем решении и молилась: "Господи, если Ты пошлешь мне кого-нибудь из настоящих братьев, то я уже согласна выйти замуж". Вскоре после этого встречает меня молодой человек из соседнего села, которого я видела несколько раз, единственный сын в семье верующих. Воспитанный в христианской семье, он был, по свидетельству его матери, не похож на остальных, но на собрание никогда не приходил. Я знала, что его мать давно мечтала женить его на мне. Встреча у нас с ним была очень короткой и конкретной. - Согласна ли ты выйти за меня замуж?
Немного сомневаясь, я сказала "да". И после этого "да" на душе у меня не стало покоя, исчезла радость. Черные тучи сомнений и тревог сгустились надо мной. Но, прогоняя их, я убеждала себя, что именно Бог послал мне его, как ответ на мою молитву. Что с Богом я все смогу победить в этой жизни. Вместе с мужем мы будем ходить на собрание, вместе будем побеждать семейные трудности. С такими мыслями и надеждами через две недели я расписалась с ним. Я пришла в семью верующих, но семейной радости у нас не было, хотя мы и молились вместе с родителями. Муж совсем не находил для меня времени. А чтобы мне не было скучно, купил корову, курей и дал читать книгу "Законодательство". Собрания верующих поблизости не было, а ездить в большой город не было возможности. Так началось моя семейная жизнь. Много лет напрасно ожидала я обещанной "взаимности". Часто муж приглашал меня на вечеринку, в кино, или на банкет.
Тольки слезы были моим утешением, особенно первые три года. Теперь я часто вспоминала предостережение жены пресвитера перед моей свадьбой: "Подумай, что ты берешь такого на свои плечи. Ведь он неверующий. Остановись!" Очень жаль, что я не поверила ей, ведь эти слова были многократно проверены практикой. Какой я была самоуверенной! Как мало по-настоящему знала себя! "Я все смогу" - думала я тогда. Подобно апостолу Петру, я повторила его ошибку. "Безутешный и унылый Я стоял на берегу. Беден я, во мне нет силы, Ничего я не могу"
Я припоминала, как перед венчанием опытные старшие братья, поговорив с моим будущим мужем, сказали мне: "Мы не советуем тебе добровольно рисковать". О, как они были правы! Теперь я это хорошо понимала, но было поздно что-либо изменить. Сегодня, заканчивая свою земную жизнь, я очень хотела бы поделиться с вами своим жизненным опытом. Супружество - это нелегкое решение в жизни христиан. Господь не только сказал плодиться, размножаться и наполнять землю, но и подкрепил Свои слова желаниями плоти, чтобы не переводился людской род. Поэтому выбор спутника жизни иногда осуществляется под влиянием этих желаний, самообмана и спешки. Особенно у тех, кто не научился познавать волю Божью в своей жизни. Дорогие мои юные сестрички! У вас всегда был очень ограниченный выбор. Отнеситесь к нему очень серьезно. Прославите вы Господа в дружной христианской семье, или Он видит вас Своим посланником, воином, не отягощенным "делами житейскими"? Решите сначала этот важный вопрос. И если это действительно ваш путь, тогда запаситесь терпением. Пригласите Христа к выбору вашей второй половинки. Рассмотрите ее в свете слова Божьего. Перечитайте историю царя Иосафата из 2Пар.20,26-31 и 35-37. Посоветуйтесь со старшими, опытными братьями и сестрами. И если вы заметите равнодушие в служении Богу, не впрягайтесь в чужое ярмо, как это сделала я. Намного легче перетерпеть боль разлуки, чем, соединившись плотью, всю жизнь быть одинокой душой. Без настоящей веры не бывает семейного счастья, а фальшивая вера скоро обнаружит себя. Плотская любовь исчезает очень скоро, через 2-3 года. На смену ей приходит взаимное разочарование. На ваши юные плечи ляжет основная тяжесть семейных трудностей и ответственность перед детьми. "А мне вас жаль". Служите Господу! Полюбите Его всем своим сердцем, слушайте Его совета и вы никогда не будете посрамлены в своих надеждах и своём выборе жизненного пути. Аминь. март 2003 г |