Весьма отрадно, что страницы "Энергетика" все чаще посвящаются не только производственной тематике, но и актуальным, насущным нуждам людей. Ведь неблагополучие общества неминуемо отражается и на каждом из нас, а в конечном итоге - на работе АЭС. Модный сегодня термин культура безопасности, на мой взгляд, прежде всего и должен включать такой фактор, как устойчивая психика работников. А вот с этим-то и не все гладко. Не так давно на страницах газеты был помещен материал о суицидах в городе Южноукраинске, приводились цифры. Если пересчитать их на 100 тыс. жителей и сравнить с критическим уровнем по данным ВОЗ, то получается трехкратное превышение. Ситуация действительно серьезная, и не зря прокурор города В.Сикиринский задает на межведомственном совещании (февраль 2001г.) вопрос: "Почему в нашем городе такие психически неуравновешенные дети?" Ответ на этот вопрос есть. Он не простой, и не из приятных. Но ведь мы почему-то принимаем горькие пилюли, когда действительно хотим выздороветь? Заметный рост самоубийств, почему-то названный ненашим, и потому для многих непонятным словом "суицид" - веский показатель очень серьезных трудностей морального плана в нашем обществе. Но самое печальное - усугубление этого процесса. Если не отмахиваться и присовокупить трудности от пьянства, наркомании, преступности и неуверенности в завтрашнем дне, то сегодня самое время не только задуматься о нашем ближайшем будущем, но и попытаться его изменить в лучшую сторону. Не дожидаясь закономерных последствий, ведь что человек посеет, то и пожнет. Полагаю, никому не надо доказывать, что в основе этого явления лежат глубокие душевные потрясения и кажущаяся безысходность жизненной ситуации. Меня смущает попытка анализа этого явления на страницах газеты, опираясь на мнение "компетентных специалистов". Ведь официальная советская наука (а именно по советским дипломам у нас принято определять компетентность) не только отрицала субстанцию души, загробную жизнь, но и наличие ее Творца, отводя человеку роль произошедшего от обезьяны животного. Даже несмотря на выводы генетики об устойчивости видов и исследования института им.Бехтерева в области клинической смерти. Психолог-атеист - это нонсенс. Как же можно лечить душу, отрицая ее, или подменяя это понятие другим? Ведь человек - не животное. Поэтому и не удивительно, что психологам нечего предложить уставшей от жизни душе, кроме "веселой, насыщенной жизни",- утренников, КВНов, концертов. Но разве сегодня не круглые сутки звучит по радио развлекательная, развеселая музыка? Разве телевидение не предлагает в каждую квартиру телешоу, боевики, разврат и насилие на любой вкус и почти в любое время суток? Разве наша молодежь не со школьной скамьи знакомится с никотином, алкоголем, наркотиками? А рок-музыка? Так отчего же они уходят из такой веселой жизни? Чего не хватает? Консультации по телефону доверия? Нет, уважаемые коллеги, тут что-то не так по большому счету. И не отмахнешься - кому ведь безразлична судьба собственных детей? Какие у них сейчас проблемы? Вы полагаете - ваших это не касается? Все же давайте разбираться вместе, не отдавая их воспитание на откуп школе, улице, производству. Подумаем и о нашей старости. Кроме выражающего точку зрения официальной медицины социально-психологического центра на Украине есть и Ассоциация христиан-медиков ("Слово веры", ноябрь 1995 г.). Их подход к психологии основан на Библии. Что же говорит об этом Библия - Слово Божее? Ведь именно в ней изложены законы человеческого общежития, по которым живет т.н. цивилизованный мир. Она ясно говорит о душе, загробной жизни, суде и пути спасения. Она показывает путь к Богу и к настоящему душевному равновесию. Что же такое самоубийство в свете Библии? Это нарушение заповеди "Не убий", после чего уже не остается времени на раскаяние. Итак, самоубийцы следуют прямиком в ад, озеро, горящее огнем и серою (Отк.20.14). Поэтому в своей великой любви к творению Господь Бог дал человеку страх перед смертью, который атеисты назвали "инстинктом самосохранения" - как у животных. И действительно, в современном мире миллиарды (!) людей живут в нищете, страдают от голода, войн, эпидемий и тем не менее изо всех сил цепляются за жизнь. Почему же они делают это, если атеизм и восточные вероучения о перевоплощении душ убеждают их не бояться смерти? Что способно разрушить страх перед смертью? К сожалению, избирая злые пути, люди неизбежно пожинают плоды богопротивления, недоумевая: "Почему мы так плохо живем?" Но самое ужасное заключается в сознательном обращении к силам тьмы - ворожеям, знахарям, гадалкам, экстрасенсам. Последние нередко имеют не только диплом врача, но и лицензию Минздрава на "нетрадиционное лечение". (Того же происхождения иглоукалывание, гипноз и йога, а в общеобразовательных школах новый предмет - валеология.) И что же? Временное облегчение страданий сменяется нервными расстройствами, депрессией. Занимаясь саморекламой, они приводят сиюминутные результаты "целительства", оставляя затем жертв всевозможных "сеансов" на произвол судьбы. Во многих случаях обращение к врачу бывает уже запоздалым - болезнь скрытно прогрессирует. В любом случае оккультизм не проходит бесследно - появляется зависимость. Церкви известны тысячи случаев такой связи: обращение к силам тьмы - депрессия - навязчивые мысли о самоубийстве. И мы бы никогда не узнали об этом, если бы эти люди не обращались к Богу в искренней молитве покаяния и не освобождались не только от депрессии, но и от греха, и начинали действительно новую, осмысленную жизнь с Богом. Имея опыт душепопечительства, церковь всегда предостерегала от контактов с силами тьмы, которые, как правило, "имеют вид ангела света". Вот последний пример. Газета "Вокруг" (Санкт-Петербург) сообщает: "Единым фронтом против сеансов Кашпировского. Главы всех христианских конфессий Волыни выступили в местной прессе за запрет публичных выступлений психотерапевта Анатолия Кашпировского в Луцке. Представители греко-католической, православной и протестантских церквей едва ли не впервые выступили единым фронтом. Они мотивировали свой демарш тем, что Кашпировский - "горе-целитель и связан с темными силами зла"" Я бы хотел предостеречь коллег от опасности разного рода "легких способов" решения трудных проблем, связанных со здоровьем. Желаю вам быть здоровым, а уж если и случится, то лучше страдать от физических недугов, чем душевных. А это зависит от принимаемых нами решений. 11 апреля 2001 г |