Стоит ли комментировать или отвечать на книги невысокого, как нам кажется, духовного содержания? Учитывая высокую активность и популярность в виртуальном мире диакона Православной церкви А. Кураева, видимо, стоит. Молчать в ответ на некорректные высказывания, сомнительные утверждения и выпады агрессивно настроенного православного апологета скорее греховно, чем благоразумно. Молчание часто воспринимается как знак согласия или равнодушия. стр.5-10: "Защищать свою церковь" "К миру призвал нас Господь" (1Кор.7.15). Действительно, к миру, а не к межконфессиональной розни призваны ученики Христа. "Имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание подвизаться за веру, однажды преданную святым" (Иуды,1.3). За какую же веру стоит подвизаться? Библия говорит нам только об одном Боге и об одной истинной вере: "Имейте веру Божию" (Мр.11.23). "Народ вернется к своей духовной истории, традициям, православию". Для такого оптимизма нет никакого библейского основания, напротив: "Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?" (Лк.18.8). "На деле проповедуют не Евангелие, а свое понимание". Так поступает любой здравомыслящий проповедник. Возможно ли вообще искренне проповедовать вопреки своему пониманию? стр.10: "...и только т.н. отцы церкви, которых называют святыми" Согласно Писания (2 Кор.1.2; Рим.16.2; Рим.15.26,31, и др.), святыми называются верующие в Иисуса Христа. "Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас" (1Кор.1.12). стр.23: "Протестантское толкование Иоаннова стиха есть на самом деле не только запретом на написание иных книг. Это запрет на всякое религиозное творчество" Что же говорит упомянутый стих? "И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей"(Иоан.22.18-19). стр.45: "Ты только признай, что за тебя долг уплачен Христом" (Из-за ограниченных возможностей пользования книгой А. Кураева данная цитата первоначально была воспринята мной как мысль А.Кураева (Б.В), что и вызвало удивление. В оригинальном же тексте А. Кураев осуждает такой взгляд. Вставка - апрель 2004 г.). Первоначальный комментарий: стр.47: "Надо защитить человека от этого зла [оккультизма]" Библия учит о способности человека отличать доброе от злого: "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло" (Быт.3.22). стр.50: "Различия между западным и восточным христианством" Лютер оценил это различие так: "То же папство, но без папы". Действительно, со стороны формальных отличий очень мало. Та же церковная иерархия. Та же вертикальная (административная) структура. Отделение священников от паствы, клир. Та же идея чистилища, трансформированная в мытарства души после смерти. стр.66: "Крещение всеми христианами понимается как дверь, входящая в церковь Христову". Следует уточнить. Если понимать церковь как религиозную организацию, то с этим можно согласиться. Однако в небесный Иерусалим войдет не религиозная организация, а истинная, невидимая Церковь искупленных. стр.67: "Не сама ли природа учит нас, что причастие детей как членов церкви неразумно? Когда ему суют в рот смесь вина с хлебом, оно, естественно, противится". Действительно, не выглядит ли это насилием над личностью и ее волеизьявлением? Кроме того, при этом нарушается и устав Евхаристии, заповеданный Господом: "Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем" (1 Кор.11.28-29). Могут ли младенцы испытывать себя? Могут ли рассуждать о теле Господнем? стр.74: "Могут ли дети некрещенные быть святыми?" Могут. Согласно Библии, "таковых есть царство небесное": стр.81: "Православная церковь верит в приход толкователя [Апокалипсиса]" Ей просто не остается другого выхода. Надо же как то объяснять верующим православное понимания образа жены из 17-й главы: стр.82: "Изображение Христа и Бога у протестантов" Уточним: у собирательного образа протестантов, куда, по А.Кураеву, относятся и Свидетели Иеговы, (стр.14-15), и адвентисты, и англикане (стр.45), и харизматы, действительно, все это можно найти. Оправдывает ли это поклонение православным иконам? "Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину" (Вт.4.15-16). стр.94: "Если все станут к концу баптистами, веры не будет". Следует ли понимать это утверждение, что баптисты - люди неверующие? Или же слово "вера" подразумевает только православную веру? стр.99: "Практика - критерий истины". А.Кураев принимает материалистический критерий истины. Христос же сказал: "Я есмь путь, и истина, и жизнь" (Иоан.14.6). стр.102: "Мне представляется, что протестанты не подпадают под анафему VII-го Вселенского Собора: 'Верую во Единого Бога, в Троице воспеваемого. Мы с любовью принимаем честные иконы, поступающим иначе да будет анафема'". Но протестанты не принимают икон. И поэтому попадают под анафему. Реверанс А.Кураева обнаруживает двойственность его позиции: приверженность к православию с его традициями и решениями соборов, и явной абсурдностью не отмененных анафем. стр.118: "Успехов... протестанты не знают". "Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть" (1Кор.3.11-13). стр.131: "Толща вековых преданий, цемент канонов и камни догматов - крепостные стены". Полезно сравнить это утверждение с лозунгом реформации: "Sola Scriptura" - только Писание. стр.144: "Мы знаем свой грех и не отрицаем его (хотя состоит он совсем не в почитании икон)" Странное отношение ко греху, который "мы знаем". Вместо того, чтобы исповедать, отречься и оставить: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Иоан.1.9). стр.148: "У баптистов нет причастия" Верно. Они, во исполнение заповеди Христа, участвуют в хлебопреломлении. "Сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание" (1Кор.11.25). стр.149: "Недавно я был готов что угодно отдать за право войти в храм и помолиться, а сегодня мне за это самому деньги платят". Оставляя без комментариев мзду за допуск помолиться в храме, обратимся к учению Христа о молитве. "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего" (Мф.6.67). стр.153: "Вообще, наш путь не от победы к победе, а от поражения к поражению". Верно, православный путь не может быть иным. Другое дело, путь истинной веры, о чем читаем в Библии: "Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом" (Еф.2.20-22). стр.162: "Мы... просим о том, чтоб через хлеб и вино, преосуществляемых в тело и Кровь Христа, Господь сделал нас телом Христовым". Другими словами, православные христиане еще не являются этим телом. Доверяющие Библии христиане веруют, что присоединение к невидимой, истинной церкви, к телу Христовому, происходит чрез возрождение и веру. Через крещение же происходит присоединение к поместной церкви. стр.163: "Проповедь - не центральное, а служебное место в литургии и жизни церкви". Доверяющие же Библии христиане, напротив, отводят ей главное место на богослужебных собраниях, стараясь просто и доходчиво, на примерах объяснять слушателям суть библейских истин. стр.165: "Причащение дарует нам 'отпущение грехов', как возвращение к церковному бытию". Также стр.174: "Причастие - вот лекарство от тления" Это не соответствует Библии. Исповедание и оставление греха, согласно 1Иоан.1.9, чрез жертву Христа примиряет верующих с Богом: "Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение" (Рим.5.9-11). стр.166: "Если меня коробит, что к моей любимой иконе прикладываются и старухи и бомжи..." В самом деле, через подобное прикладывание может передаваться инфекция, и никакая мнимая "святость" деревянного изделия не станет ей преградой. Это можно справедливо рассматривать как неизбежную расплату за идолопоклонство. стр.167: "В церкви совсем иное: благодать, которую воспринял член церкви Сидор оживляет не только Сидора, но и всех членов церкви". Есть наглядный Ветхозаветный образ чистого и нечистого. Прикоснувшийся к нечистому оскверняется, а не освящается (Лев.5.23). стр.170: "Причастие... непостижимо" Если это так, то зачем принимать участие в непостижимых, непонятных ритуалах? стр.171: "На весь мир баптисты возвестили о собственном ощущении пустоты, которое они испытывают при прикосновении к литургической чаше". Хотелось бы конкретнее узнать об этом уникальном событии. Нам не известно такое ощущение пустоты. стр.172: "Хлебопреломление совершается протестантами без веры в его действенность" Очень сложно судить о чужой вере и переживаниях. Для объективности стоило хоть бы раз почувствовать себя протестантом. стр.178 Здесь приводится православное определение евхаристии. Сформулировано оно на Константинопольском соборе 1157 года и состоит из 115 слов, составляющих одно предложение. Ни один священник (кроме феноменов) не запомнит его, не говоря уже о практическом применении этого определения. Кому доступно такое понимание? Для чего оно нужно? стр.178: "Мы участвуем в той же самой трапезе, а не в повторении или воспоминании". Нам трудно судить об этом православном переживании. Возможно, они действительно присутствуют в той самой горнице с 12 учениками Иисуса. Однако выглядит странным, как они могут там вместиться? И почему Библия ничего не упоминает об их присутствии в горнице? стр.222: "...может, откушав блюд американских проповедников, подойти к порогу Русской церкви? Христа и Евангелие вы найдете и здесь. Субботу тоже. Но еще вы найдете здесь Россию". Читая эти слова, трудно отделаться от мысли: чего изволите? стр.228: "Да, даже красота и сложность церковной музыки способны затруднить восприятие смысла богослужения" Нам кажется, именно эта православная мистика давала атеистам повод называть религию опиумом для народа. стр.226: "Православие слишком сложно" Верно. Сложно и запутано. "Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе"- писал ап. Павел в (2Кор.11.3) январь 2004 г http://www.Bible-For-You.org/Issleduem/kurapp.htm
|