home | news | Библия | cd-Раймер | siteMap | разделы: Исследования Писаний | Евангелистам | На свободу! |
БИБЛИЯ |
Ветхий Завет
Бытие Исход Левит Числа Второзаконие Иисуса Навина Судей Руфь 1-я Царств 2-я Царств 3-я Царств 4-я Царств 1-я Паралипоменон 2-я Паралипоменон Ездра Неемия Есфирь Иов Псалтырь Притчи Соломона Екклесиаста Песни Песней Исаия Иеремия Плач Иеремии Иезекииль Даниил Осия Иоиль Амос Авдий Иона Михей Наум Аввакум Софония Аггей Захария Малахия Новый Завет Матфея Марка Луки Иоанна Деяния Иакова 1-е Петра 2-е Петра 1-е Иоанна 2-е Иоанна 3-е Иоанна Иуды Римлянам 1-е Коринфянам 2-е Коринфянам Галатам Ефесянам Филиппийцам Колоссянам 1-е Фессалоникийцам 2-е Фессалоникийцам 1-е Тимофею 2-е Тимофею Титу Филимону Евреям Откровение |
Послание к РимлянамГлава 11Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, 2которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, 3о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти 4и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, 5через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, 6между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, - 7всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 8Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире. 9Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, 10всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам, 11ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, 12то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею (черпать силы друг у друга - ВБПЦ***). 13Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам, но встречал препятствия даже доныне, чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов. 14Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам. 15Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. 16Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. 17В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет. 18Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. 19Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им (что может быть известно о Боге, стало доступно людям - ВБПЦ***). 20Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (От сотворения мира ясно проявляется незримая извечная сила и божественность Бога, ибо все это видно в том, что создано Богом. И потому нет оправдания людям в творимом ими зле - WBTC***). 21Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; 22называя себя мудрыми, обезумели, 23и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - 24то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они осквернили сами свои тела. 25Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца (рукотворным вещам - ВБПЦ***), Который благословен во веки, аминь. 26Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление (естественные сношения с женщинами - ВБПЦ***; заменили естественные сношения противоестественными - Кассиан***; Жінки замінили природне єднання на протиприродне - Укр. перевод) противоестественным; 27подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение (Прийняли в собі відплату, відповідну їхньому блудові - Укр. перевод). 28И как они не заботились иметь Бога в разуме (иметь познание Бога - Кассиан***; признавать Бога - ВБПЦ***), то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, 29так что они исполнены всякой неправды (всегда думают о других самое плохое - ВБПЦ***), блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, 30злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, 31безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. 32Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют. Глава 21Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. 2А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. 3Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же? 4Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? 5Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, 6Который воздаст каждому по делам его: 7тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную; 8а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев. 9Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! 10Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! 11Ибо нет лицеприятия у Бога (Бог судит всех одинаково - ВБПЦ***). 12Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, 13потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, 14ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: 15они показывают, что дело закона у них написано в сердцах (они сердцем понимают, что правильно, что неправильно - ВБПЦ***), о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую 16в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа. 17Вот ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, 18и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, 19и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, 20наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: 21как же ты, уча другого, не учишь себя самого? 22Проповедуя не красть, крадешь? Говоря: "Не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь (ты, презирающий идолов, почему обираешь храмы - WBTC***; Гидуючи ідолами, чиниш святокрадство - Укр. перевод)? 23Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? 24Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. 25Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. 26Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание (разве не следует считать его обрезанным - ВБПЦ***)? 27И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? 28Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; 29но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. Глава 31Итак, какое преимущество быть Иудеем или какая польза от обрезания? 2Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие. 3Ибо что же? Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? 4Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем. 5Если же наша неправда открывает правду Божию (то, что мы поступаем неправильно, лишь яснее доказывает правоту Бога - ВБПЦ***), то что скажем? Не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? Говорю по человеческому рассуждению. 6Никак. Ибо иначе как Богу судить мир? 7Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью (правда Божья только яснее видна из-за моей лжи - ВБПЦ***) к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? 8И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых. 9Итак, что же? Имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что, как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, 10как написано: нет праведного ни одного; 11нет разумеющего; никто не ищет Бога; 12все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. 13Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. 14Уста их полны злословия и горечи. 15Ноги их быстры на пролитие крови; 16разрушение и пагуба на путях их; 17они не знают пути мира. 18Нет страха Божия перед глазами их. 19Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, 20потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. 21Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, 22правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, 23потому что все согрешили и лишены славы Божией, 24получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, 25Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, 26во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. 27Где же то, чем бы хвалиться? Уничтожено. Каким законом? Законом дел? Нет, но законом веры. 28Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. 29Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, 30потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру. 31Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем. Глава 41Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? 2Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. 3Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. 4Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. 5А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого (если человек доверяется не своим трудам, а Богу, который оправдывает даже дурных людей - ВБПЦ***), вера его вменяется в праведность. 6Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: 7Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. 8Блажен человек, которому Господь не вменит греха. 9Блаженство сие относится к обрезанию или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. 10Когда вменилась? По обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. 11И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании (благодаря вере, высказанной еще до обрезания, он праведен перед Богом - ВБПЦ***), так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, 12и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании. 13Ибо не законом даровано Аврааму или семени его обетование - быть наследником мира, но праведностью веры. 14Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; 15ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. 16Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам 17как написано: Я поставил тебя отцом многих народов пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее как существующее. 18Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "Так многочисленно будет семя твое". 19И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело и утроба Саррина в омертвении; 20не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу 21и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. 22Потому и вменилось ему в праведность. 23А впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, 24но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, 25Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. Глава 51Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. 3И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 4от терпения опытность, от опытности надежда, 5а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. 6Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. 7Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. 8Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. 9Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. 10Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. 11И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение. 12Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. 13Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. 14Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. 15Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих (стали достоянием многих - ВБПЦ***). 16И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление к осуждению; а дар благодати - к оправданию от многих преступлений. 17Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. 18Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. 19Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. 20Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, 21дабы как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим. Глава 61Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. 2Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? 3Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? 4Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. 5Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, 6зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное (чтобы наша греховная натура не имела над нами власти - ВБПЦ***), дабы нам не быть уже рабами греху; 7ибо умерший освободился от греха. 8Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, 9зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. 10Ибо что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. 11Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. 12Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; 13и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых и члены ваши Богу в орудия праведности. 14Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. 15Что же? Станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. 16Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? 17Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. 18Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. 19Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. 20Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. 21Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. 22Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. 23Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. Глава 71Разве вы не знаете, братия ибо говорю знающим закон, что закон имеет власть над человеком, пока он жив? 2Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. 3Посему если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа. 4Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. 5Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; 6но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве. 7Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. 8Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. 9Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, 10а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, 11потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. 12Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. 13Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди. 14Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. 15Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. 16Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, 17а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. 18Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. 19Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. 20Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. 21Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. 22Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. 24Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? 25Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию - закону греха. Глава 81Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. 3Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, 4чтобы оправдание закона исполнилось в нас (чтобы мы стали праведными, как того требует закон - ВБПЦ***), живущих не по плоти, но по духу. 5Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. 6Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, 7потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. 8Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. 9Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. 10А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. 11Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. 12Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; 13ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. 14Ибо все водимые Духом Божиим суть сыны Божии (истинные дети Божии - ВБПЦ***). 15Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" 16Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. 17А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. 18Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. 19Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих (ибо все, сотворенное Богом, с нетерпением ожидает того времени, когда откроется, кто же Божьи дети - ВБПЦ***), 20потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. 22Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; 23и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. 24Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? 25Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении. 26Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших (Допомагає нам у немочах наших - Укр. перевод); ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (который не выразить словами - ВБПЦ***). 27Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. 28Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. 29Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. 30А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. 31Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? 32Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? 33Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. 34Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. 35Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: 36за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. 37Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. 38Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, 39ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Глава 91Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, 2что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: 3я желал бы сам быть отлученным от Христа (близок я к тому, чтобы себе самому пожелать оказаться отлученным от Христа - ВБПЦ***) за братьев моих, родных мне по плоти, 4то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; 5их и отцы, и от них Христос по плоти (их - отцы, и от них Христос по плоти - Кассиан***; они - потомки наших великих отцов - ВБПЦ***), сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь. 6Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; 7и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. 8То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. 9А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. 10И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. 11Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого дабы изволение Божие в избрании происходило 12не от дел (не на основании того, что мальчики совершили - ВБПЦ***), но от Призывающего, сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, 13как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. 14Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. 15Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую (пожалею помилую того, кого Сам решу помиловать - ВБПЦ***); кого жалеть, пожалею. 16Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. 17Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. 18Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. 19Ты скажешь мне: "За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" 20А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "Зачем ты меня так сделал?" 21Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? 22Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, 23дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе (к людям, которые должны были стать воспреемниками Его милосердия - ВБПЦ***), 24над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? 25Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом и не возлюбленную - возлюбленною. 26И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго. 27А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом как песок морской, только остаток спасется; 28ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле. 29И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре. 30Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. 31А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. 32Почему? Потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, 33как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится. Глава 101Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. 2Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. 3Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, 4потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего. 5Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. 6А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? То есть Христа свести (чтобы привести Христа вниз, на землю - ВБПЦ***). 7Или кто сойдет в бездну? То есть Христа из мертвых возвести (чтобы привести Христа обратно, наверх из царства мертвых - ВБПЦ***). 8Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. 9Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, 10потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. 11Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. 12Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. 13Ибо всякий, кто призовет имя Господне (кто доверился Господу - ВБПЦ***), спасется. 14Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? 15И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! 16Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! Кто поверил слышанному от нас? 17Итак вера от слышания (если они услышат благую весть - ВБПЦ***), а слышание от слова Божия. 18Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их и до пределов вселенной слова их. 19Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным (Я возбужу в вас ревность с помощью народа, который впрочем и не народ. Я возбужу в вас ревность с помощью народа, которому не дано понять - ВБПЦ***). 20А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне. 21Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному. Глава 111Итак спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. 2Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? Как он жалуется Богу на Израиля, говоря: 3Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. 4Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. 5Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток (есть кучка людей, избранных Богом по благодати Его - ВБПЦ***). 6Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело. 7Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, 8как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня. 9И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; 10да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда. 11Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. 12Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их. 13Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое (буду стараться изо всех сил исполнить назначенный мне труд - ВБПЦ***). 14Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? 15Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? 16Если начаток свят (Коли святий первісток, то й тісто святе - Укр. перевод), то и целое; и если корень свят, то и ветви. 17Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, 18то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. 19Скажешь: "Ветви отломились, чтобы мне привиться" 20Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. 21Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. 22Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. 23Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. 24Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине. 25Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников (пока достаточное число язычников не обратится к Богу - ВБПЦ***); 26и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. 27И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. 28В отношении к благовестию они враги ради вас (отказываясь принять благовествование, иудеи становятся врагами Бога - ВБПЦ***); а в отношении к избранию - возлюбленные Божии ради отцов. 29Ибо дары и призвание Божие непреложны (Бог никогда не меняет Своего решения о тех, кого призывает к Себе - ВБПЦ***). 30Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, 31так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. 32Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. 33О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! 34Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? 35Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? 36Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь. Глава 121Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши (жизни ваши - ВБПЦ***) в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, 2и не сообразуйтесь с веком сим (пусть законы мира этого больше не руководят вами - ВБПЦ***), но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. 3По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. 4Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, 5так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. 6И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 7имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении; 8увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. 9Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь (туліться - Укр. перевод) к добру; 10будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 13в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. 14Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. 15Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. 16Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; 17никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. 18Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. 19Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. 20Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. 21Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. Глава 131Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. 2Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. 3Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. 5И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. 6Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. 7Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. 8Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. 9Ибо заповеди не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. 10Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. 11Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. 12Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. 13Как днем, будем вести себя благочинно (перестанем потакать нашей греховной натуре - ВБПЦ***), не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; 14но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти (догодження тілу не обертайте на пожадливість - Укр. перевод). Глава 141Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. 2Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. 3Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. 4Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. 5Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. 6Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. 7Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; 8а живем ли - для Господа живем; умираем ли для Господа умираем: и потому живем ли или умираем - всегда Господни. 9Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. 10А ты что осуждаешь брата твоего (почему думаешь, что ты лучше брата? - ВБПЦ***)? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. 11Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. 12Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. 13Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. 14Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто (Тому воно нечисте - Укр. перевод). 15Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. 16Да не хулится ваше доброе. 17Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. 18Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. 19Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. 20Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. 21Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. 22Ты имеешь веру? Имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. 23А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех (все, что совершается без веры - грех - ВБПЦ***). 24Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, 25но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, 26Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь. Глава 151Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. 2Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. 3Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. 4А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. 5Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, 6дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. 7Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. 8Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, 9а для язычников - из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя Господи между язычниками, и буду петь имени Твоему. 10И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его. 11И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы. 12Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут. 13Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою. 14И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; 15но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати 16быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу. 17Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу (я горжусь своим трудом ради Бога - ВБПЦ***), 18ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня (не буду говорить о том, что сделал сам, а только о том, что свершил через меня Христос - ВБПЦ***), в покорении язычников вере, словом и делом, 19силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика. 20Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, 21но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают. 22Сие-то много раз и препятствовало мне придти к вам. 23Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание придти к вам, 24как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти. 25А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, 26ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми (Незаможним - Укр. перевод) в Иерусалиме. 27Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном. 28Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию, 29и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова. 30Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, 31чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, 32дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам и успокоиться с вами. 33Бог же мира да будет со всеми вами, аминь. Глава 161Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. 2Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому. 3Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе 4которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, и домашнюю их церковь. 5Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа. 6Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас. 7Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа. 8Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе. 9Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне. 10Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова. 11Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе. 12Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе. 13Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою. 14Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев. 15Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых. 16Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы. 17Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; 18ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. 19Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло. 20Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь. 21Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои. 22Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание. 23Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт. 24Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. *** Использованы переводы Библии:
+ Жен.Б. - Женевская Библия, New Genewa Study Bible, 1998 + Кассиан - Перевод с греч. под ред. еп. Кассиана, РБО, 1994 + WBTC - Современный перевод World Bible trranslation Center, 1998 + Біблійна Ліга - Біблійна Ліга України, 2004 + Канон.Ев. - Канонические Евангелия, пер. с гр. В. Кузнецовой, 1993 + ВБПЦ - Всемирный Библейский Переводческий Центр, Москва, 1998 Другие источники: + В.К. - В. Козубовский, Трансмировое радио, Украина + И.Тк. - И.Ткачук, Всесвітня історія християнства, 1999 + И. Раймер - И. Раймер, д-р богословия, лекции + А. Осипов - Профессор Московской православной духовной академии, лекции http://www.Bible-For-You.org/Biblio/bible/by.php |
Ad majorem Dei gloriam!