Библия для тебя
 home | news | Библия | cd-Раймер | siteMap разделы: Исследования Писаний | Евангелистам | На свободу! | Национальный парк  
НА САЙТЕ В ИНТЕРНЕТЕ
    Мытарства
Апологетика
"Не мудрствовать сверх того, что написано"
1 Кор.4.6

Принимая православие, как истинную веру, человек вынужден принимать также православные предания вместе с его неотъемлемой частью - учением о мытарствах души после смерти. Оно занимает в православии важное место, хотя содержание сего учения во время богослужений открыто не излагается, и не так просто найти православную литературу по этому вопросу. Учение тем не менее широко практикуется чрез поминовение умерших, чрез панихиды, а также в похоронных обрядах. Его нельзя назвать тайным, тем более оккультным, однако некая завеса скрытости и недоступности все-же налицо. Можно сказать, что подавляющее большинство православных мирян практикуют его, не ведая сути.
Что же такое мытарства? Ответ на этот вопрос мы найдем в лекциях А. Осипова, профессора Московской православной духовной академии. В настоящем материале использована одна из них, две другие приводятся отдельно в качестве приложения, не содержащего принципиальных отличий от высказанных здесь идей.

Учение Православной церкви о мытарствах

Комментарии к тексту:

(1) "Учение, которое имеет христианство по этому вопросу ... совершенно уникальная религия"

Верно, если учитывать, что под христианством А.Осипов имеет в виду православие (и только!). Если же посмотреть с внешней стороны, то учение о мытарствах по сути ничем не отличается от католической идеи чистилища.

Отпевание усопшего в православной церкви московского патриархата


(2) "Это вопрос большой. Я назову отдельные аспекты. Первое. Что происходит с человеком, когда он умирает? Что бывает?"

На этот вопрос есть прямой ответ Библии: "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр.9.27). Как видим, Библия умалчивает об промежуточном периоде бытия души. Преисподняя упоминается во многих текстах Библии (Быт.37.35; Чис.16.33; 1Цар.2.6; Иов 7.9;17.13; Пс.48.15;87.7;138.8; и др.), но там нет ни малейшего намека на решающее значении этого периода бытия в вопросе спасения души.

Отпевание усопшего в православной церкви московского патриархата


(3) "А кто вообще входит в жизнь вечную?"

Абсолютно все люди! Душа бессмертна. Но в Библии есть два ответа, соответственно для слышавших Евангелие и не слышавших его по различным причинам. Первым: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Иоан.3.36). Вторые будут судимы согласно Мф.25, начиная с 31 ст. (ст.14-30 описывают судилище Христово, упоминаемое в 2Кор.5.10).

Отпевание усопшего в православной церкви московского патриархата


(4) "Еще одна сторона: а что такое "геенна" и вечные муки? Это вечные в смысле бесконечные? Как сочетать предвидение Божие при сотворении мира и любовь Божию, которая превосходит всякое человеческое разумение, и, с другой стороны, наличие вечных мук?"

Ответ на этот вопрос дает библейская история Израиля. Отступление и идолопоклонство неизбежно наказывалось и пресекалось, что свидетельствует о справедливости Божией. Она так же присуща Ему, как и любовь, которая превосходит наше разумение.

Отпевание усопшего в православной церкви московского патриархата


(5) "Перед самой смертью он [епископ Смоленский и Драгобружский] все время озирался и говорил: все не так! все не так, совсем не так!"

Непредвзятое понимание этих предсмертных возгласов православного человека сводится к тому, что именно православные представления о загробном мире не соответствуют действительности. Напротив, нам не известно ни одного случая умирания возрожденного верующего с подобными свидетельствами.

(6) "Когда мы читаем житие преподобной Феодоры, ученицы Василия (...?), то она говорит, что там происходит"

Это единственный упомянутый "первоисточник" для всего учения о мытарствах в лекции проф. А.Осипова!
Библия говорит: "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр.9.27)
Как видим, о мытарствах - ничего.

(7) "Мы знаем такие слова: 'Страдающий плотью перестает грешить'. Интересно, может быть, умирающий совсем перестает грешить?"

Сравним эту мысль с Библией:
"Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2Кор.5.10).
А.Осипов обнаруживает т.о. неверие в то, что воздаяние в вечности осуществляется за дела, совершенные не в загробном, а в этом мире.

(8) "Великое счастье тех, кто является христианами* - они могут готовиться к этому испытанию."

Библия ничего не говорит об испытаниях души после смерти, см. притчу о богаче и Лазаре (Лк.16.19-26). Если бы оно существовало, то любвеобильный Бог неминуемо прямо предупредил бы об этом в Своем Слове.

(9) "Мы можем не сомневаться, что тот мир имеет бесконечно много принципиальных ступеней и вхождение в него происходит различным образом."

Библия не дает нам такой информации. Это утверждение основано только на православном предании. Поразительное сходство с идеей о перевоплощении душ!

(10) "Там Господь проводит его за эту борьбу и за то покаяние, которое он приносил здесь, Он освобождает его от страсти, от рабства этим страстям"

Это утверждение не имеет библейского основания. Напротив, Иисус говорит в настоящем времени, при жизни: "Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Иоан.8.36). Какое еще освобождение требуется истинно свободному человеку?

(11) "Совесть у всех есть."

Это не верно. Читаем 1Тим.4.2: "Через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей". Как видим, лжесловесники не обличаются своей совестью. "Имейте добрую совесть" (1 Пет.3.16) - а здесь говорится о наличии и недоброй совести. Она еще не сожжена и способна обличить, но уже угнетена и часто игнорируется человеком.

(12) "Господь заботится даже о том, чтобы мы после смерти не страдали, насколько это возможно."

Библия отвечает иначе: "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф.25.46).

(13) "До страшного суда идут какие-то внутренние процессы в самой душе. Разве напрасно мы молимся об умерших?"

Нет никакого библейского основания утверждать об этих процессах. Более того, последнее "доказательство" свидетельствует об полном отсутствии у православия убедительных аргументов: какие-то процессы должны идти, раз мы молимся, а мы молимся, потому что молится церковь. Но разве может ошибаться православная церковь? Этого не может быть потому, что не может быть никогда!

(14) "Отвечая на этот вопрос, можно увидеть две совершенно разные картины. Одна картина - это формальное отношение (при искренней вере)".

Это означает не что иное, как веру в силу обрядовых действий: если соблюдены все формальности, то Бог обязан отвечать. На наш взгляд, при искренней вере никак не может быть формального отношения. Но чтобы понять логику А.Осипова, следует вспомнить, что он имеет в виду православную веру. В ней это возможно.

(15) "Мы, живущие, и наши умершие - это не два раздельных существа. Те, за которых мы молимся, кого мы называем близкими, они не отделены духовно от нас."

Абсолютно не подкрепленное Библией утверждение. Единство верующих в рамках поместной церкви не означает совместную (коллективную) ответственность перед судилищем Христовым (2Кор.5.10). "Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу" (Рим.14.12).

(16) "А самое главное, если мы хотим помочь умершему - молитвою и постом"

Приведенная для подкрепления этой мысли цитата из Библии об изгнании бесов (Мф.17.21) не имеет никакого отношения к покойникам. В Библии нет ни наставлений, ни указаний молиться об умерших, но о живых. "Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1Тим.2.1-4).

(17) "Возьми на себя подвиг хоть немножко пожить по-христиански. Вот что будет реальной помощью усопшему!"
"Здесь же, когда берем на себя подвиг истинно христианской жизни, мы как бы берем его на себя и вместе с ним помогаем выйти из этого тяжелого состояния".

Библия не дает нам права и основания быть посредниками: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех" (1Тим.2.5-6).

(18) "Этот вопрос беспокоит множество людей. ... Так что, спасаются одни православные? А из православных - только горстка праведников?"
"Да, если он не похулил Духа Святого, возможно, к страшному суду этот процесс изменений в человеке может привести его к спасению."

Отвечая на вопрос о соотношении спасенных и погибающих, А.Осипов высказывается в том смысле, что спасутся многие (и не только православные), кроме похуливших Духа Святого. Что же говорит Библия?
"Ибо много званых, а мало избранных" (Мф.20.16)
"Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф.7.13-14).
"Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут" (Лк.13.23-24).

(19) "И потом плоды этой жизни и обнаруживаются."

"Православие дает истинный путь. Оно обращает внимание, чем человек спасается: изменением своей души, богоуподоблением, покаянием, стремлением к святыни, к Богу."

То есть, своими усилиями. А вот библейский ответ: "Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф.2.8-9).

(20) "Христос сказал, что всякий грех и хула на Сына Человеческого, на Христа, непринятие Христа, простятся человекам, а хула на Духа Святого не простится"

В Мф.12.32-33 речь идет о принципиальной возможности получить прощение за всякий грех, кроме хулы на Духа Святого. Необходимым условием для прощения остается раскаяние (1Иоан.1.9). В загробной же жизни это осуществить невозможно, о чем ясно сказано в Лк.16.26: "И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят".

(21) "Что синедрион постановил? Убить и Лазаря! Уже стало ясно, кто такой Христос".

Как раз им и не было ясно, кто такой Иисус, о чем свидетельствует нам ап. Петр: "А Начальника жизни убили... Впрочем, я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению" (Дея.3.15,17).

(22) "Сошествие в ад, великая суббота, которую мы отмечали. Почему сошествие? Мы отсюда выводим всех тех, кого именуем ветхозаветными праведниками".

Очень странная мысль! МЫ - вместо Христа. Это заблуждение прямо противоречит Библии: "А 'восшел' что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?" (Еф.4.9).

(23) "... кого именуем ветхозаветными праведниками. Кто они? ... Те, которые стремились осуществить правду... чувствовали, что им нужен Спаситель. Это православная вера".

Праведники Ветхого Завета служили Богу и ходили перед Ним, ничего не подозревая о православии в его нынешнем виде. Их нельзя назвать также православными хотя бы из хронологических соображений. Напротив, православие вполне уместно назвать ветхозаветной религией в виду схожести очень многих церковных атрибутов: обрядовость, священники, иерархия (клир), храмы, облачения, алтари, каждение ладана и т.п.

(24) "Представьте себе, приглашают на прекрасный прием. Один знает дорогу и проходит безболезненно, а другой не знает - и попадает то к разбойникам, то в болото. В конце концов весь избитый, израненный, препятствия, труды, болезни, если он придет".

Множество солдат, путешественников, моряков, разбойников, террористов, диверсантов успешно проходили и преодолевали подобные сему препятствия, надеясь только на себя. Описанные в мытарствах "страсти" способны вызвать у них лишь ухмылку или задор. Значительная часть из них с большим презрением относится к своей жизни и к опасностям, живя одним днем. Подобное учение они с презрением отвергнут: "Мы были в переделках и похуже!"

(25) "Жалко нехристиан, которые должны много пострадать, прежде чем измениться настолько, чтобы принять Бога".

В этом суть православного заблуждения: измениться. В Евангелии есть другой термин, обозначающий истинную, спасающую веру.
"Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Иоан.3.3).
"Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше" (Иоан.3.7)
"Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому" (1Пет.1.3).
"Постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия" (1Пет.1.22).
"Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас" (Тит.3.5-6).

.


Заключение

Обобщая комментарии, мы прежде всего видим, что основные положения православного учения о мытарствах в изложении проф. А.Осипова не имеют библейских оснований. Мы замечаем в изложенном им учении расхождение с простым пониманием приведенных библейских текстов. Единственная ссылка на источник учения - это видения преподобной Феодоры. Почему стало возможным столь обширное и своеобразное добавление к Библии?

На наш взгляд это происходит из-за православного утверждения о незавершенности Писаний. В самом деле, не ответив однозначно на вопрос, что есть и что не есть Предание (где его границы), православие попадает в ловушку домыслов, заблуждений, лжеучений и ересей.

Категорически отвергая католическую идею чистилища, православие в то же время предлагает свою версию того, что происходит с душой после смерти. Если же посмотреть со стороны, то оба эти учения очень похожи и питаются идеей о том, что спасение человека возможно и после его смерти, вплоть до воскресения мертвых, т.е. как бы независимо от него самого - в случае положительного результата своеобразных испытаний души. (При этом речь не идет об оправдании на суде Великого Белого престола, упомянутого в Откр.20.11).

Обе теории соглашаются с тем, что даже верующий человек не знает при жизни о своем личном прощении чрез веру в заместительную жертву Христа. Отвергая возрождение человека в Духе Святом как решающее событие для его спасения, они отводят решающую роль человеческим усилиям, в том числе усилиям души в загробном мире.

В обеих случаях необходим также институт посредников, от правильных действий и усердия которых в значительной степени зависит и конечная участь души. Прежде всего, это священники, а также близкие и родные усопшего. С точки зрения справедливости субьективизм такого фактора очевиден: может ли судьба человека в вечности зависеть от грешных же человеков? Или как быть, когда таковых посредников вообще нет?

В чем опасность учения о мытарствах? Оно не имеет библейского основания, четкого изложения, открыто не проповедуется прихожанам и основано на видениях преподобной Феодоры. Оно ставит под сомнение решающее значение веры во Христа для человека (см. Евр.10.38; 1Кор.10.9 и др.). Оно подводит и убеждает человека в мысли, что если окончательная его участь решается в загробной жизни, то так ли важно, как будет прожита жизнь настоящая? "Там посмотрим!" - вот естественная реакция неверющего человека на учение о мытарствах или о чистилище.

Чем привлекает учение о мытарствах? Оно указывает "легкий путь" на небо. За соответствующую мзду священник, выступая в роли посредника, совершает ритуал, якобы способный ублажить Божий суд, якобы облегчающий загробную участь нераскаянных грешников и формальных христиан.

Учение дает ложную надежду на лучшую участь даже тому, кто всю жизнь противился Евангелию.

Оно откладывает на потом, в туманное "небытие" раскаяние, болезненную перемену, отказ от ветхого человека и обольщающей жизни по плоти.

Оно предлагает своеобразный способ "откупиться" от вечного наказания в аду: какой преступник не согласиться перетерпеть самые жестокие временные муки мытарств, лишь бы избежать вечного мучения в аду?

Учение очень импонирует русскому менталитету, зачастую уповающему на авось.



июль 2004 г

Другие материалы сайта по теме:
Другие лекции А.Осипова о мытарствах >>>



КОММЕНТАРИИ ДОБАВИТЬ СВОЙ



Поисковые запросы в 2015 г:

где находится Богряст фотоВолодимир Великийтюльпан ШренкаБиблия бесплатно Украинасон траваРаав Библиястарые христианские песнигвоздика бузькаконец света по Библиизаказать Библию бесплатноБиблия о смертигомеопатия и христианствоБиблия скачатьВалаам пророк

Поисковые запросы 2011 г:

смысл жизнилетние христианские лагеряМигіяПівденний БугадвентистыГранітно-степове Побужжясвидетели иеговымытарстваЧернобыльРаймер mp3

http://www.Bible-For-You.org/Issleduem/mytar.php
 Вверх Вернуться Написать Новости сайта Главная

Ad majorem Dei gloriam!