|
: map > : Біблія > : про парк > |
|
Рыбинспекция, ау!Беспредел на Южном Буге
Южный Буг в своем нижнем течении очень сильно отличается от всех украинских рек. Несколько ниже г. Первомайска Николаевской обл. он прорезает кристаллический щит и течет в узком каньйоне по многочисленным перекатам и порогам, по-местному называемыми
брояки. Влажный климат речной долины привлекает в каньйон из засушливых причерноморских степей многочисленных насекомых. А крутые берега несколько защищают нетронутые доселе уголки
дикой природы и
буерачные леса от натиска цивилизации. Знаменитый Пугач, каким он был. Фото Н. Нырок
Галечные перекаты и песчаные отмели служат единственным нерестилищем для ценных видов рыб, имеющих нагул в лиманах Черного моря. Это осетр, севрюга, вырезуб, черноморская сельдь и шемая. Впрочем, былая слава одного из главных рыбных промыслов Войска Запорожского давно закатилась. От нее остались лишь рассказы старожилов да многочисленные рыбокоптильни по обеим берегам реки, сложенные из дикого камня на извести, на века. С незапамятных времен изобилуя многочисленными и безвредными водяными мельницами, Южный Буг по знатному большевистскому плану ГОЭЛРО во многих местах был перегорожен плотинами и дамбами ГЭС, перекрыв доступ полупроходных рыб к нерестилищам. Сомнительная дешевизна гидроэлектроэнергии обернулась никем не считанными потерями бесплатной, подаренной Творцом красной рыбы. Но мичуринцы с партбилетами, не привыкшие ждать "милостей от природы", и их последователи не перевелись и доныне. Всего по бассейну Южного Буга сооружено около 160 русловых водохранилищ и до 6000 мелких прудов. Южный Буг зарегулирован настолько, что общий обьем его водохранилищ (1,6 млрд куб.м) способен с избытком поглотить сток расчетного маловодного года (1,3 млрд куб.м). Следовательно, о законном строительстве (согласно Водныму Кодексу) новых водохранилищ на Южном Буге не может быть и речи. Предусмотренные Водным кодексом рыбопропускные сооружения на ГЭС отсутствуют, за редким исключением тех из них, которые сооружены на естественных боковых рукавах. Недоступность основных нерестилищ для осетровых, отрезанных от лимана Александровской ГЭС, основательно подорвала численность рыбьих стад. Оставшееся рыбное поголовье неуклонно сокращается. И не последнюю роль в этом играет слабый контроль со стороны Рыбинспекции. Неважное техническое оснащение Рыбинспекции, несовершенная законодательная и правовая база, зачастую коррумпированность инспекторов и их кормежка за счет незаконного вылова...
Браконьеры вытаскивают невод ниже Александровской плотины,
май 2011 г., фото с моб. телефона Ситуация усугубляется многочисленными сетями, стоимость которых в последние годы резко упала. Но особенно ощутимым уроном на фоне всего этого стали электроудочки, подвергающими всю ихтиофауну в районе лова электрошоку. Ужи сворачиваются в клубки, у мелкой рыбешки от резкого сокращения мышц ломаются хребты. Малек уходит от естественных укрытий у прибрежных зарослей и погибает от хищников. Занимаются этим как минимум вдвоем: один на веслах, другой орудует сачком. Сначала ультразвуком определенной формы рыбу приманивают, а затем оглушают мощным электроимпульсом, используя в качестве источника автомобильный аккумулятор. Сплавляются вниз по течению, а в последние годы обязательно оставляют на берегу прикрытие. Словом, организованная преступная группа. Послушаем рассказ о тех временах, когда все это только начиналось. Говорит очевидец: "Пасу я как-то в речной долине колхозных овец, а сам на лошади. У другого берега реки показалась резиновая лодка. Люди в ней вели себя как-то странно: у нас так еще не ловили. Я подъехал поближе, навожу биноклем резкость, и вдруг рядом со мной раздается сильный удар в землю. Лошадь вздрогнула.
- Опусти бинокль и уезжай!- послышалось с того берега,- следующей будет твоя собака, потом лошадь, потом ты. Из-за камышей на том берегу показался человек в камуфляже. Я понял, что стреляли из снайперской винтовки с глушителем. Про электроудочку я еще не слыхал." Еще один интересный рассказ принадлежит, можно сказать, профессиональному рыболову из г. Первомайска. Он остался без работы и промышлял ловлей карпа по ямах. "Забросил я 2 спиннинга, жду поклевки. И тут они выплывают на резиновой лодке. Я начинаю с ними ругаться, но вместо того, чтобы обплыть меня, они спокойно продолжают свое дело. Беру саперную лопатку и лезу в воду: "Я вам!" В ответ они показывают мне коротенький такой спецназовский автомат."
А это свидетельство молодого парня, участкового милиционера, еще полного желания служить отечеству. "Мы с охотниками и с Алексеевичем (председатель сельсовета) до 5-ти утра прятались по зарослям, делали засаду, пока они плавали. Замерзли, нас искусали комары. Наконец, они погрузились на машину и возвращаются. Мы бежим через кусты наперерез и я кричу им "Стой!" Они увидели ружья, стали, мы их оформили и с поличным (пол прицепа рыбы) сдали в райотдел милиции. В итоге заплатили они всего 85 грн штрафа (ок. 16S). Спрашивается, за что мы боролись? за что мерзли?"
Надобно сказать, что и у участкового рыбинспектора есть свои особые счеты с электроудочниками. Послушаем о его трудностях: "Застал я как-то с электроудочкой на ставке. Плавают себе, на меня ноль внимания. На слова не реагируют, ругаются и издеваются. В сердцах я спихиваю их легковушку в воду и уезжаю. После этого меня еще с год тягали в Первомайскую прокуратуру. Им ничего, а мне превышение служебных полномочий."
В те годы акватория Южного Буга была негласно разделена на сферы влияния, или угодья. Иногда за их передел возникали маленькие "войнушки", нарушителей "конвенции" сами же и наказывали. Об этом рассказал бывший егерь, а ныне благополучный сеточник. Он обычно с удочкой в руках наблюдает за своими ранее расставленными сетями. И вот появляются конкуренты. - Ты куда плывешь? Не видишь - тут сети стоят!
- А ты кто такой? Чего шумишь? Пристрелим... - Я?! Заворачивай, а то я тоже дурной, счас за ружьем поеду!- он садится в свою "Ниву" и уезжает в сторону села. К его возврату уже никто возле его сеток не плавает, и след простыл. На тот раз обошлось без стрельбы, но случается, что и стреляют. Сосед по даче жалуется мне:
Трудно осудить его, крестьянина. Колхозы развалены, работы в селе нет, животноводство не рентабельно. Рыбинспекцию давно в глаза не видели. И не удивительно, что через несколько лет такой вакханалии рыбные запасы Южного Буга заметно сократились. Однажды в буфете, стоя в длинной очереди, я случайно услышал жалобу одного электроудочника другому:
Именно по этой причине прекратилось это браконьерство: выбили рыбу. Однако любители "поразвлечься" таким способом еще не перевелись. Знакомый рыболов-любитель свидетельствует: "Сижу я как-то на Александровском водохранилище, прикормил место для проводки, забросил пару донок на леща. Вскоре у меня появились соседи, приехали на "Volvo". Закинули спиннинги. А один надул резиновую лодку и поплыл далеко за середину. Я думал, сетку завозит, ан нет. Долго его не было. Наконец, приплыл, возмущается:
- Всего полтора килограмма, чепуха какая! Я присмотрелся. Над тем местом, где он плавал, слетелись чайки и с криком кормятся. Видно, много мелочи он повредил. Ни себе, ни людям! И чего только этим на "Volvo" не хватает?" Однажды, в мою бытность городским депутатом, я пытался привлечь к ответственности одну такую бригаду, прикатившую на УАЗике. Видом смахивали они на военных из дислоцированной неподалеку ракетной части. Обозвав их настоящими бандитами, демонстративно записал номер автомобиля, а потом на депутатском бланке отправил запрос в областную ГАИ. Ответ запомнился мне своей смелостью и лаконичностью: означенный номер в ГАИ не числится... В целом же на нашем участке Южного Буга ситуация давно напоминает беспредел. В сентябре 2005 попалась мне в руки колхозная многотиражка "Ранок над Бугом", опубликовавшая крик души киевского рыболова, найденная в Интернете. Написано было примерно следующее:
"Мужики, всё о том же - вернулся с Южного Буга. Если в прошлом году две десятиметровые сетки видел на 2 км воды, то сейчас... Судака нет, голавля нет... Прошлись неводом под названием "выжженная земля"... Ни... нашим детям не оставят, впрочем - и своим тоже.
Cетей - бросить некуда, таскают полным ходом, машина подъехала - 6 мешков загрузили. и это среди бела дня. Район - Семёновка...
У нас в Киеве хоть штраф бывает в 2500 с конфискацией (гипотетически), но там никто не видел штрафа больше чем в 350 - практически! Сергей, Киев, Украина 12.07.2005, 00:37" Оказавшись по делам в Киеве, я решил завезти эту газету в главную украинскую рыбинспекцию. Беда была в том, что никто из моих знакомых ее адрес не знал. Добрых полчаса поискав в Интернете по таким ключевым словам, как РЫБИНСПЕКЦИЯ, ИНСПЕКЦИЯ, РЫБООХРАНА, и не найдя представительства, все же через смежные ведомства и сердобольных секретарш выяснил: ул. Гоголевская, 41-А, в районе пл. Б. Хмельницкого, тел. приемной - 486-44-98. Это двухэтажный особнячек в глубине двора. Прием у зам начальника Рыбинспекции Кириченко Виктора Аркадьевича был коротким и деловым. Я передал ему обращение Черноморского казачества по Южному Бугу и газету, кратко изложив положение дел в районе Семеновки Арбузинского р-на Николаевской обл. Он дал мне номер своего мобильника (8050-4626-83?) и пообещал: с вами свяжутся из областного управления. На том и расстались. И действительно, через пару недель такая встреча состоялась. Приехали Маслюк Игорь Анатольевич, зам начальника областной рыбинспекции, и наш участковый инспектор. Главный вопрос, который их интересовал, был в том, кто это такое мог написать? И все же мне удалось перевести разговор в более конструктивное русло. Они согласились, что на реке есть много накопившихся проблем. Наш рыбинспектор немного рассказал о своей работе, о нехватке бензина, и они пообещали провести рейды, и даже с привлечением "Беркута". Маслюк оставил свой мобильный номер для оперативной связи: 8067-7335-639 и рабочий телефон начальника Николаевской областной Рыбинспекции Полищука Сергея Александровича: 35-30-80. Честно говоря, были ли проведены обещанные рейды, я не знаю. Заметной активности мои знакомые рыболовы-любители не отметили. Но через неделю в с. Семеновка в полдень стал свидетелем, как среди плеса выбирались сети. Еще примерно через неделю, гоняя в зарослях карасей, мы с братом наткнулись на стоящую вдоль берега 20-метровую сетку. Добротную, с поплавками из старого желтого пенопласта. Спустя неделю, закидывая с лодки живца вдоль зарослей, зацепил 2 притопленные сетки. Еще одну невзначай задел якорем. Я набрал оставленный мне номер рыбинспекции и позвонил Игорю Анатольевичу. Он ответил:
Опять же не могу сказать, выезжали ли они, и доехали ли. Но через несколько дней опять услышал жалобу семеновского "сеточника":
Николаевская областная рыбинспекция
Что я могу сделать еще? Как остановить гибель реки из-за алчности, карьеризма, коррупции и скудоумия человеков? Остается только одно: молиться Господу Богу о спасении Его творения от губителей природы. * * * Уже собрав весь этот материал, узнал одну интересную деталь. Оказывается, в газетной заметке речь шла о совсем другой, Винницкой Семеновке, чуть ниже Райгорода, о чем редактор газеты умолчал. Однако приведенные свидетельства убеждают меня, что от истины он ушел недалеко: в Семеновке Арбузинского р-на Николаевской области дела обстоят не лучше. В этот ряд мне хочется поставить еще одну Семеновку, на сей раз Братского р-на, хотя от нее осталось только заросшее сиренью кладбище. А в соседнем селе Викторовка среди белого дня на заборе сушатся длиннющие сети, которыми выгребается все живое в протекающем рядом много раз запруженном Мертвоводе. Мертвоводе, текущем мимо покойной, перепаханной и навсегда исчезнувшей Семеновки Братского района... январь 2006 г http://www.Bible-For-You.org/kraeved/inspektor.htm |